У крупной российской авиакомпании «Трансаэро» заканчивается отсрочка по кредитам
12.08.2015У крупной российской авиакомпании «Трансаэро» заканчивается отсрочка по кредитам, взятым сразу в нескольких банках. Руководство перевозчика пытается уговорить их продлить ковенантные каникулы с помощью Министерства транспорта, пишут «Ведомости», так что похоже, свободных средств, чтобы расплатиться с долгами, у «Трансаэро» нет. А это ставит под угрозу будущее компании.
Как стало известно, первый заместитель гендиректора «Трансаэро» Дмитрий Столяров обратился к замминистра транспорта Валерию Окулову с просьбой поддержать инициативу перевозчика, направленную на продление ковенантных каникул Сбербанком, ВТБ и ВБРР. Эти три кредитных организации отказались реструктурировать просроченные с мая этого года долги авиакомпании.
Сложившаяся ситуация, по словам топ-менеджера перевозчика, представляет «серьезную угрозу деятельности авиакомпании». А это, в свою очередь, означает, что туристы, рассчитывающие на чартеры и регулярные рейсы «Трансаэро», рискуют застрять в зарубежных аэропортах. Поскольку в последнее время перевозчик делает ставку на дешевые билеты, жертв прекращения полетов будет достаточно много и не все они смогут своевременно воспользоваться услугами других авиакомпаний.
Финансовые обстоятельства «Трансаэро» сегодня действительно вызывают серьезные опасения у экспертов. На конец марта ее чистый долг составлял 67,6 млрд рублей. В недавнем пресс-релизе компании сообщается, что за семь месяцев этого года суммарные платежи банкам «превысили 12,5 млрд руб. по сравнению с 4 млрд за такой же период прошлого года». Уже сейчас «Трансаэро» тратит на обслуживание своих кредитов каждый шестой рубль из выручки.
Между тем обновленная финансовая модель работы компании, мягко говоря, не вызвала у кредиторов энтузиазма. Банкиры сочли ее слишком оптимистичной и настаивают на сокращении дальнемагистральных рейсов, против чего категорически возражают собственники компании. «Честно говоря, если бизнес-модель не претерпит существенных изменений, мы, наверное, будем не согласны оставаться в этом клиенте. Будем просить вернуть нам долг», – заявил первый зампред правления Сбербанка Максим Полетаев.
Как вариант, «Трансаэро» предлагает договориться с банками о реструктуризации задолженности сроком на семь лет. Но даже за этот срок перевозчик не сможет вернуть свой долг полностью, уверен портфельный управляющий УК «Капиталъ» Дмитрий Постоленко. Зато реструктуризация позволит ему в следующий раз перекредитовываться в более благоприятных рыночных условиях.
Чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию и не прекратить деятельности, бросив своих пассажиров на произвол судьбы, «Трансаэро» необходимо выйти на прибыльность и положительный денежный поток, уверены эксперты. Но получится ли у нее это, пока не ясно – ведь сейчас авиакомпания стабильно рапортует лишь об убытках, сумма которых за первый квартал 2015 года составила 5,742 млрд рублей, а за прошлый год – 14,4 млрд руб.